Содержание и руководство в подготовительной к школе группе
Трудовая деятельность детей в природе не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Особенности умственной деятельности старших дошкольников таковы, что они способны анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать связь между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности.
В этой группе расширяется круг трудовых обязанностей. Детей приучают к более сложным формам трудовой деятельности, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, развивают интерес и любовь к труду, стремление настойчиво добиваться результатов в труде, имеющих значение для окружающих, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, умение сговариваться, распределять обязанности. Развивается желание браться за работу по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, не избегая неприятной работы.
Дети подготовительной к школе группы имеют уже значительный практический опыт, четкие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Поэтому здесь решаются задачи совершенствования навыков работы в уголке природы.
Дети 6—7 лет должны без напоминания взрослого определять необходимость поливки растений. Характерно, что они стремятся сделать это с помощью наблюдений за внешним видом, растений: рассматривают его, осторожно дотрагиваются до листьев, стебля, бутонов. Очень важно учесть это обстоятельство при внесении в группу нового растения. Педагог должен назвать его, подробно рассмотреть с детьми строение стебля, форму и окраску листьев, цветов, рассказать о специфических особенностях ухода за ним. В этом случае дети относятся к работе более ответственно и осознанно. В процессе обследования под руководством воспитателя они не только устанавливают необходимость поливки, но и определяют, какие растения надо поливать обильно. Однако детям надо напомнить о том, что есть такие растения, по внешнему виду которых нельзя судить, нуждаются ли они в поливке, например кактус. Наблюдая за ним, дети убеждаются в том, что он всегда стоит прямо, может долгое время жить без полива.
В процессе ухода за растениями надо рассказывать об их родине и связывать с этим правильный уход за обитателями уголка. Наши комнатные растения привезены из теплых стран. У каждого из них свои условия жизни на родине. Чтобы растения хорошо росли, надо знать эти условия и учитывать их при уходе. Например, родина многих растений с сочными листьями — пустыня. Там дожди редкие, но сильные. Растения впитывают много воды, долго ее сохраняют, поэтому их надо поливать реже.
Поливку растений определяют разными способами: на основе нового восприятия — прислушивания к звукам, издаваемым при щелчке по горшку (звонкий звук — сухая земля, глухой - мокрая), тактильного восприятия — по температуре горшка (сухая почва — теплый, влажная — холодный). Насыщают влагой в первую очередь влаголюбивые растения, поливают их до тех пор, пока не появится на поддоне вода. Если растения находятся и больших горшках, достаточность поливки определяется по качеству земли на ощупь. Педагог должен всячески поддерживать появление избирательного подхода в процессе работы и воспитывать у ребят бережное отношение к растениям.
В подготовительной к школе группе детей продолжают обучать приемам содержания растений в чистоте: пыль смывать тряпочкой только с плотных, гладких листьев, растения с нежными и ворсистыми листьями обрызгивать.
Не вызывает у ребят затруднений и рыхление. Прежде чем рыхлить, они внимательно осматривают поверхность земли в горшке (ящике), ищут на ней трещины, заплывчатость, отставание земляного кома от стенок горшка. Дети семи лет овладевают правильными приемами рыхления: стараются держать палочку не в кулаке и не как карандаш, а брать ее сверху.
Систематичность в уходе за растениями поддерживается разнообразной работой в уголке природы (выращивание лука, огурцов, салата, зелени для животных). Работа по выращиванию растений должна связываться с заботой о людях, стремлением доставить им радость (выращивание черенков традесканции, фуксии, герани, бегонии к 8 Марта и т.д.).
В начале занятия проводится беседа, в которой выясняется, из чего можно вырастить растения (из луковиц, из семян); дети узнают о том, что весной (в марте — апреле) комнатные растения можно вырастить из черенков (веточка с листочками). Воспитатель объясняет и показывает, как надо сажать черенки: на дне горшочка — донное отверстие (для стока лишней воды), чтобы из него не высыпалась земля, надо закрыть его черепком, выпуклой стороной кверху. На дно до первой полоски положить совочком песок, до второй — землю и опять песок. И песок, и землю слегка умять, затем полить, подождать, пока вода впитается, и палочкой в середине сделать небольшую лунку на глубину, отмеченную на палочке. Осторожно, бережно посадить в нее черенок до первого листочка, легко прижать землю вокруг черенка. Дети повторяют последовательность выполнения работы. Воспитатель помогает им, задавая вопросы: «С чего начнете? Что будете делать потом?» После окончания работы воспитатель спрашивает: «Что вы делали? Черенки каких растений посадили?» Затем каждого просит запомнить свои черенки и посчитать, сколько на них листочков. Далее предлагает поставить горшочки с черенками в теплицу (для этого можно использовать старый аквариум) или накрыть их стеклянной баночкой Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Еще статьи по теме
Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Экономика международного сотрудничества в области Широта научных интересов и поисков Вернадского поражала его современников. Поражает она нас и сегодня. Универсализм Вернадского сравним, сопоставим с универсализмом, пожалуй, только Ломоносова. Имя академика Вернадского связано со мно ...
Характеристика антропоцентрического взаимодействия человека и природы Актуальность исследования. Решение проблем экологии в современную эпоху приобретает все большее значение. Взаимодействия человека и природы носят сложный и противоречивый характер. Развитие производительных сил общества, технологий различн ...