Состояние природных систем в районе Заполярного ГНКМ в Надым-Пур-Тазовском газодобывающем районе.
Вдоль вездеходных дорог, как обычно, в заболоченных местах повышается увлажнение. Сильно разъезжен и обводнён участок между УКПГ-1в и незаконченной дорогой к гидронамывному карьеру. Здесь по вездеходной дороге образовалась цепь термокарстовых воронок длиной 150 м. Со временем они объединятся в мощную рытвину, чреватую последующей термоэрозией, термоабразией, протайкой мерзлых грунтов, образованием талика.
В пос. Тазовский изменение техногенного воздействия не столь динамично, как на территории ЗГНКМ. Юго-западная оконечность ВПП, ранее затопленная, в настоящее время засыпана, обводнённость явно сократилась. В 2-х км к югу от строящегося аэродрома заложен гидронамывной карьер на двух озёрах. Размер площадок для отвалов песка 150х200 и 300х300 м.
Песчаные раздувы возникают здесь при любом нарушении ПРС. Так, при пересечении ровной сухой дорогой небольшого заболоченного ручья со склонов последнего был взят песчаный грунт для возведения насыпи. Почвенно-растительный слой был уничтожен, и уже сейчас, по прошествии не более 3-х лет, заметно увеличение площади поражения ПРС за счёт дефляции. Очень активно дефляция протекает у озёр рядом с поймами рек Пур и Мал. Яр-Яха.
На стройплощадке НХК увеличились освоенные площади, проложено несколько новых коммуникаций. Почти на треть увеличилась площадь крупного карьера к югу от НХК. Карьер всё также обводнён на востоке, а на остальной части господствует дефляция.
Итак, по данным инженерно-экологического мониторинга, наиболее активная динамика техногенного воздействия за период 1993-1996 г.г. наблюдается на территории самого месторождения, где функционируют 3 гидронамывных и 1 сухоройный карьер, водозабор, отсыпано 9 промплощадок и более 50 км насыпных дорог. В зоне освоения построена часть дорог с твёрдым покрытием на насыпном основании: Ст. Уренгой - ЗГНКМ (118 км) и Тазовский - ЗГНКМ(36 км). Кроме того, продолжается строительство аэродрома в пос. Тазовский и НХК в окрестностях г. Нов. Уренгой. Сооружения находятся в хорошем состоянии, за исключением случаев с насыпными дорогами на неустойчивых ландшафтах, когда они увлажнены, а иногда и размыты.
Что касается результатов природно-экологического мониторинга изменений ГС и активизации ЭГП за три последних года, то они сводятся к следующему:
1. Уничтожен ПРС на всех насыпных площадках и дорогах, а также лес на гидронамывах.
2. Происходит изменение гидрологического режима р. Бол. Хэяха в связи с разработкой гидронамывных карьеров.
3. Интенсивно развиваются гидрогеологические процессы: обводнение вдоль дорожных насыпей на ландшафтах с низким экогеодинамическим потенциалом, особенно в районе озёр Хибярисядато, местами оно приводит к размыву дорожного полотна.
4. Геокриологические процессы пока активизированы реже, наблюдается термокарст по грунтовым дорогам в пойме р. Бол. Хэяха и местами вдоль вездеходных путей на заболоченных междуречьях.
5. Интенсивно развиваются эоловые процессы на правобережье р. Пур.
6. На ландшафтах с повышенной устойчивостью ГС активизации негативных ЭГП пока не наблюдается.
Исходя из вышесказанного, авторы считают необходимым рекомендовать следующие природоохранные мероприятия:
1. По возможности прекратить добычу песка гидронамывным способом в пойме р. Бол. Хэяха для восстановления естественного гидрологического режима реки. Возможно, в качестве замены, следует использовать внерусловые пески на террасах субмеридионального отрезка р. Бол. Хэяха. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Еще статьи по теме
Методы очистки отходящих газов Научно-техническая революция и бурный рост промышленного производства в ХХ веке способствовали не только росту благосостояния человека, но и отрицательно сказались на состоянии окружающей среды в ряде регионов нашей планеты, в том числе и на Урал ...
Экология На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этог ...