Окружающая среда, условия существования

Важнейшие проблемы экологии

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л.А. Венгера, А. В.Запорожца, Л.М. Маневцовой, Н.Н. Поддьякова, И.А. Хайдуровой и др. В ходе исследований было выявлено, что для ребенка-дошкольника основным путем развития является эмпирическое обобщение, заключающееся в интеграции в единое целое полученной на основе чувственного опыта информации. Осуществляется такое обобщение с помощью наглядно-образных средств (сенсорных эталонов, символов, знаков).

Овладение детьми навыками моделирования и проявление интереса к этой деятельности осуществляются в течение достаточно длительного времени. Л.А. Венгер в этом процессе выделяет несколько э т а п о в:

1) освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными;

2) использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;

3) построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.

Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают трудности для познания дошк-ов – это вызывает необходимость использования процесса моделирования.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо.

Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

Пр- глобус – предметная модель земли, а его изготовление – это моделирующая деятельность.

ВАРИАНТЫ МОДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Младший дошкольный возраст

Предметные

Предметно-схематические (сенсорные)

Графические

- аквариум;

- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида

- модель величины (большой, маленький);

- модель численности групп (много, мало)

- календарь погоды;

- календарь наблюдений за птицами;

- модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение);

- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);

- модель «Потребности растений» (вода);

- модель «Способы ухода за растениями» (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой);

- модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется);

- модель «Свойства глины» (ломается, лепится);

- обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус);

- модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост)

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Микроклимат Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоп ...

Географическая среда взаимодействие природы и общества Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире достигло предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об угрозе самому существованию человечества в ...