Наглядные методы в системе экологической работы с детьми
- передвижение по деревьям — бег, лазание по стволам и веткам (вверх и вниз), прыжки с дерева на дерево, с ветки на ветку (как и с помощью каких органов происходит это передвижение);
- облик — части тела, особенности строения, разные характеристики (окраска, форма, размер и пр.) внешних органов;
- ориентировка в пространстве: как прислушиваются к звукам и шумам, как осматривают все вокруг себя (деревья, людей, угощения, гуляющих собак и пр.), т.е. как, какими действиями реагируют на окружающую ситуацию;
- среда обитания — деревья леса (породы, густота произрастания, наличие дупел, особенности коры, веток), лесной корм, другие животные леса (враги, нейтральные);
- взаимоотношения с людьми — реакция на появление отдыхающих, их действия;
- жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске шерсти в переходные сезоны, гнездостроение весной, запасание кормов осенью, их поиск зимой.
Вариант 2. Белка живет в вольере в детском саду. Содержание наблюдений в этом случае будет следующее:
- облик — части тела, их строение, характеристики;
- среда жизни: пространство вольера, предметы, его наполняющие: дуплянки, колесо, подстилка и пр.;
- корма, способы их поедания (сидит или висит, держит лапками, грызет и пр.);
- передвижение по вольеру и предметам (как и с помощью каких органов);
- ориентировка в окружающей среде — реакция на звуки, новые предметы, появление людей;
- сезонные изменения во внешнем облике и поведении;
- создание и поддержание людьми необходимых условий жизни для белки, живущей в неволе.
Таким образом, содержание наблюдений
— это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой', та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.
Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере белки.
Вариант 1.В лесопарке, куда дети ходят на прогулку, нередко можно увидеть белок. Гуляющие иногда их подкармливают, протягивая к ним ладошки или выкладывая лакомство на кормушку.
Содержанием наблюдений за белками является:
- передвижение по деревьям — бег, лазание по стволам и веткам (вверх и вниз), прыжки с дерева на дерево, с ветки на ветку (как и с помощью каких органов происходит это передвижение);
- облик — части тела, особенности строения, разные характеристики (окраска, форма, размер и пр.) внешних органов;
- ориентировка в пространстве: как прислушиваются к звукам и шумам, как осматривают все вокруг себя (деревья, людей, угощения, гуляющих собак и пр.), т.е. как, какими действиями реагируют на окружающую ситуацию;
- среда обитания — деревья леса (породы, густота произрастания, наличие дупел, особенности коры, веток), лесной корм, другие животные леса (враги, нейтральные);
- взаимоотношения с людьми — реакция на появление отдыхающих, их действия;
- жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске шерсти в переходные сезоны, гнездостроение весной, запасание кормов осенью, их поиск зимой.
Вариант 2.Белка живет в вольере в детском саду. Содержание наблюдений в этом случае будет следующее:
- облик — части тела, их строение, характеристики;
- среда жизни: пространство вольера, предметы, его наполняющие: дуплянки, колесо, подстилка и пр.;
- корма, способы их поедания (сидит или висит, держит лапками, грызет и пр.);
- передвижение по вольеру и предметам (как и с помощью каких органов);
- ориентировка в окружающей среде — реакция на звуки, новые предметы, появление людей;
- сезонные изменения во внешнем облике и поведении;
- создание и поддержание людьми необходимых условий жизни для белки, живущей в неволе. Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8
Еще статьи по теме
Критика теории биологической эволюции Ч. Дарвина Природа жизни, ее происхождение, разнообразие живых существ и объединяющая их структурная и функциональная близость занимает одно из центральных мест в биологической проблематике. Теория эволюции занимает особое место в изучении истори ...
Опыт интродукции сосны крымской и проект ее внедрения в лесные культуры в Лооском лесхозе Лес… Не так много на нашей планете природных богатств, которые могут с ним сравниться! Лес – важнейший фактор в экономическом равновесии биосферы, крупнейший накопитель солнечной энергии и биологической массы, один из источников кислоро ...