Наглядные методы в системе экологической работы с детьми
2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.
3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.
4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).
4 вопрос
Большое внимание как в психолого-педагогических, так и в методических исследованиях уделяется вопросу о содержании наблюдений в природе. По мнению С. Л. Рубинштейна, ребенок способен воспринять и осознать как целостный объект, предмет или явление, так и его отдельные части. Как считает С. Н. Николаева, содержание наблюдений за предметами, объектами природы должно синтезировать в себе следующие моменты: выделение самих объектов в целом и их частей (т.е. определение специфических особенностей строения объекта наблюдения), различных проявлений живых существ, способов их функционирования; определение качественных характеристик объекта наблюдения и его частей (цвет, величина, форма, характер поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. С. Н. Николаева полагает, что такое содержание наблюдений позволит детям на основе наблюдений устанавливать связи и зависимости, существующие в мире природы, что и составляет одну из задач экологического образования дошкольников.
В целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, целесообразно использовать различные способы фиксации наблюдаемого: календари природы и погоды, дневники наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за птицами, гербарии, детские рисунки и т. д. Фиксация даст детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту, поможет поддержать их интерес и позволит подкрепить те чувства и эмоции, которые ребенок испытал и пережил в процессе организуемых наблюдений за миром природы.
5 вопрос.
6 вопрос.
Наряду с использованием наблюдений в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал.
Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений, С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно. Кроме того, в процессе использования наглядного иллюстративного материала дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе (сезонные изменения). Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера.
Необходимо говорить и о значении использования наглядного иллюстративного материала для эстетического развития детей, обогащения эстетических и эмоциональных переживаний и чувств. Особое значение здесь имеет использование в работе по экологическому образованию детей репродукций картин, просмотр видео- и кинофильмов. Использование наглядного материала также стимулирует познавательную активность детей, их интерес к явлениям природы.
Однако для того чтобы все эти задачи были решены с положительными результатами, к применяемому в практике работы с детьми наглядно-иллюстративному материалу предъявляются определенные требования Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
Еще статьи по теме
Влияние химических веществ на агроэкосистемы Развитие современной промышленности и сферы услуг, а также расширяющееся использование биосферы и ее ресурсов, приводит к возрастающему вмешательству человека в материальные процессы, протекающие на планете. Связанные с этим планируемые и ...
Микроклимат Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоп ...