Защитные лесонасаждения вдоль транспортных путей
Вдоль автомобильных дорог создают снегозадерживающие, ветроослабляющие, пескозащитные, почвоукрепительные, противоабразионные и другие виды лесонасаждений. Снегозадерживающие насаждения вдоль автомобильных дорог несколько отличаются от таковых на железных дорогах. Это объясняется тем, что снежные заносы на автодорогах меньше препятствуют движению транспортных средств, так как снег сдувается с асфальтового покрытия, а движение транспорта более интенсивное. Снегозадерживающие насаждения создают двух- восьмирядными одно-или двухполосными, расположенными на расстоянии 15-50 м от проезжей части дороги. Для обеспечения видимости на пересечениях автомобильных дорог делают закругления насаждений, чтобы видимость для автоводителя составляла 50-100 м до перекрестка. В насаждения вводят устойчивые к снеголому, долговечные и декоративные древесные породы и кустарники.
На дорогах с интенсивным движением автотранспортных средств почвы придорожных полос земельного отвода, а также произрастающая на них растительность загрязнены тяжелыми металлами свыше предельно допустимых концентраций. Поэтому в этих условиях запрещается введение в лесные насаждения плодовых пород и ягодных кустарников, а также выращивание на полосе земельного отвода сельскохозяйственных растений и использование трав на корм скоту.
Снегозадерживающие насаждения должны полностью аккумулировать расчетное годовое количество снега и распределять его по всей своей ширине сравнительно равномерно или откладывать основную массу снега в межполосных интервалах, не вызывая повреждения деревьев и кустарников навалами метелевого снега. Для обеспечения более равномерного отложения метелевого снега по всей ширине насаждения, деревья с наибольшей густотой ветвления следует в большем количестве размещать в путевой части, а с наименьшей (ясени, гледичия, клен остролистный и др.) или с густыми, но гибкими ветвями (береза) - в полевой. Для надежной защиты пути от метелевого снега, приносимого ветрами косых (по отношению к пути) направлений, необходимо предусматривать удлинение защитных насаждений за пределы снегозаносимых мест. В двухполосных лесных насаждениях ширина межполосного интервала не должна превышать размеров зоны устойчивой аэродинамической тени лесополос (5-6 высот) в период сдачи их в эксплуатацию. В многополосных насаждениях это требование является обязательным только по отношению к ближайшему к пути межполосному интервалу.
При создании снегозадерживающих насаждений необходимо использовать долговечные и устойчивые древесные породы. Наиболее устойчивыми против снеголома являются: ель, дуб, ильмовые, ясень, береза, лиственница, гледичия, клен остролистный, акация желтая и жимолость татарская.
Защитные лесные насаждения на землях автомобильного транспорта являются самостоятельным элементом ландшафта. Они в значительной степени улучшают эстетический вид. Однако эксплуатация автомобильных дорог в значительной степени загрязняет прилегающие территории газообразными и твердыми продуктами сгорания топлива, горюче-смазочными материалами, частицами истирания дорожных покрытий и шин, противогололедными солями и пылью. При всем многообразии источников загрязнения атмосферного воздуха ведущий вклад в общий баланс загрязнений вносит автотранспорт. На него приходится около 70% загрязняющих веществ.
Насаждения в виде лесных полос создают для защиты автомобильных дорог от снежных и песчаных заносов, сильных ветров, водной эрозии. Они предохраняют средства связи от повреждения, а железнодорожные пути от выдувания балласта, размыва и разрушения волнобоем, оползнями, обвалами и осыпями. Насаждения имеют большое эстетическое и санитарно-гигиеническое значение, улучшают микроклимат и повышают урожайность сельскохозяйственных культур на прилегающих полях. Они выполняют природоохранную и средозащитную роль за счет их повышенной аккумулятивной способности.
При проектировании любого вида защитного насаждения необходимо учитывать, что каждое из них выполняет многообразные защитные функции, однако одна из них является основной. С учетом этого и называются лесонасаждения. Они должны удовлетворять следующим основным требованиям: полностью задерживать на минимально необходимой ширине полосы земельного отвода расчетное количество метелевого снега; вступать в эксплуатацию в наиболее короткий срок; состоять из наиболее ценных в хозяйственном отношении, биологически устойчивых и долговечных древесных пород; как можно меньше повреждаться от навала метелевого снега; создавать условия для максимальной механизации лесокультурных работ; обеспечивать возможность непрерывного защитного действия в период лесовозобновительных мероприятий; обладать наибольшей по сравнению с другими видами защит экономической эффективностью и наименьшим сроком окупаемости капитальных вложений. Перейти на страницу: 1 2 3
Еще статьи по теме
Исследование влияния деятельности ОАО Турбоатом на жизнедеятельность г. Харькова В предлагаемой дипломной работе в качестве объекта для рассмотрения было выбрано предприятие ОАО «Турбоатом». Цель данной работы – оценить влияние предприятия на прилегающую территорию и разработать природоохранные мероприятия, позволяю ...
Изменение климата проблема парникового эффекта Мир становится теплее, и человечество в значительной мере ответственно за это, говорят эксперты. Но многие факторы, влияющие на изменение климата, еще не изучены, а другие и вовсе не изучены. Некоторые засушливые места в Африке за после ...