Загрязнение почвы свинцом
Мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной интенсивности движения автомобилей определяется формулой :
Рэ =Кп×Ко×mp×Кт×S(Gi×Pi×Ni) (1)
где Pэ – измеряется в мг/м в сутки,
Кп = 0,74 – коэффициент пересчета единиц измерения,
mp – коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные
условия, принимается по графику на рис. 4.2.1. «Рекомендаций…» в
зависимости от скорости движения, в нашем случае для расчетной
скорости 60 км/час mp =1,27, для 80 км/ч (на КАД) - mp =1,0.
Ко = 0,8 – коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе
выпуска отработавших газов,
КТ = 0,8 – коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в
виде твердых частиц в общем объеме выбросов,
Gi – средний эксплуатационный расход топлива для соответствующей
марки автомобиля,
Ni – среднесуточная интенсивность движения автомобилей
соответствующей марки,
Pi – содержание добавки свинца в топливе, применяемом на автомобиле
рассматриваемого типа.
В этилированном бензине марки А-76 расчетное содержание свинца принимается в количестве 0,17 г на кг топлива и для А-93 в количестве 0,37 г на кг топлива в соответствии с «Рекомендациями…»
Уровень загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на различных расстояниях от проезжей части определяется по формуле:
Рс = Рп/(h×r), (2)
где Рс – уровень загрязнения почвы свинцом, мг/кг,
h – толщина почвенного слоя (в метрах), в котором располагаются
выбросы свинца, для пахотных земель принимается 0,2 м,
r - плотность почвы,
Рп – отложение свинца на поверхности земли (мг/м3), определяемое по формуле:
Рп = 0,4К1UvTpPэ, (3)
где К1 – коэффициент, учитывающий расстояние от проезжей части и
принимаемый по таблице 4.2.1. «Рекомендаций…» ,
Uv – коэффициент, зависящий от силы и направления ветров, принимается
равным отношению площади розы ветров со стороны дороги,
противоположной рассматриваемой зоне к общей площади,
Tp – расчетный срок эксплуатации дороги в сутках, принимается равным
7300 суток, что соответствует 20-летнему прогнозному сроку,
Pэ – мощность эмиссии свинца.
Расчет загрязнения почвы свинцом по рассмотренному алгоритму реализован с помощью программы Microsoft Exel, учитывая состав транспортного потока, рост его интенсивности на прогнозный 20-летний период и преимущественное направление ветров, причем плотность почвенного покрова принята равной 1,6 т/м3, а его толщина – 0,1 м
Для проведения расчетов транспортная развязка была разделена на участки (рис. 3), причем коэффициенты Uv вычисляются для каждого участка отдельно. Соответственно этому разбиению в таблице 3 приведены результаты вычислений. Граница санитарно-защитной зоны (СЗЗ) определяется из условия не превышения ПДК. Границы СЗЗ для интенсивностей 20-летней перспективы показаны на рис. 3.
Таблица 3
*- слева и справа от трассы принимается условно
по ходу от меньшего номера границы участка к большему.
Как видно из приведенных результатов, максимальные размеры СЗЗ наблюдаются к северу от КАД - 18 м., однако, санитарно-защитная зона по содержанию свинца не захватывает площади, занятые под жилую застройку и огороды.
Рис. 3. Загрязнение растительного слоя земли соединениями свинца. Перейти на страницу: 1 2
Еще статьи по теме
Метеорологический анализ аэропорта г. Ростов-на-Дону Трудно представить себе другой вид транспорта, который развивался бы столь бурно, как авиация. Роль воздушного транспорта в развитии торговли, промышленности, в разведке недр, охране окружающей природной среды, перевозке грузов и людей в ...
Квартира как биогеоценоз Биогеоценозы – элементарные единицы биосферы. Масштабы биогеоценозов в природе чрезвычайно различны. Неодинакова также степень замкнутости поддерживаемых в них круговоротов вещества, т.е. многократность вовлечения одних и тех же атомов в ц ...