Окружающая среда, условия существования

Важнейшие проблемы экологии

Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге»

Республика Башкортостан - одна из первых среди субъектов Российской Федерации – привела правовые отношения в области осуществления экологического мониторинга в рамки единых требований, приняв 24 мая 2000 года Закон Республики Башкортостан № 73-з «Об экологическом мониторинге».

Закон Республики Башкортостан «Об экологическом мониторинге» состоит из 26 статей и IX глав.

Пункт 1 статьи 1 определяет экологический мониторинг как комплекс мероприятий по проведению наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды на основе измерений количественных и качественных показателей степени ее загрязнения. В соответствии с Законом, экологический мониторинг ведется на республиканском, местном и локальном (объектовом) уровнях.

Одной из основных задач реализации этого закона является определение механизмов координации деятельности в области экологического мониторинга для обеспечения принятия обоснованных решений органов государственного управления в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. Обоснованность и оперативность этих решений определяется наличием объективной и своевременной информации о текущей и прогнозируемой экологической обстановке. Механизмом, обеспечивающим выявление реальных взаимосвязей источников деформации окружающей среды, условий проживания и состояния здоровья населения, является система сбора данных экологического мониторинга.

Статья 2 «Основные понятия» позволяет более эффективно применять закрепленные в Законе нормы на практике. В частности, очень важным является закрепление таких понятий, как «антропогенное воздействие», «чрезвычайная экологическая ситуация», «экологически опасная ситуация».

Согласно ст.4 Закона, к объектам экологического мониторинга относятся:

1) источники антропогенного воздействия на окружающую среду;

2) объекты и территориально обособленные участки окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, недр, почв, лесных и иных природных объектов, особо охраняемых природных территорий);

3) группы населения, испытывающие негативное воздействие факторов окружающей среды.

Субъектами экологического мониторинга являются:

1) органы исполнительной власти, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга;

2) местные органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления;

3) природопользователи.

Статья 6 (глава III), констатирующая основные права граждан и общественных объединений в области экологического мониторинга, построена в соответствии с нормами Конституций Российской Федерации и Республики Башкортостан, регулирующими права и свободы человека и гражданина.

Глава IV определяет полномочия органов исполнительной власти Республики Башкортостан и местных органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления в области экологического мониторинга.

Согласно ст.7. «Полномочия Кабинета Министров Республики Башкортостан в области экологического мониторинга», Кабинет Министров РБ:

¨ устанавливает порядок организации и ведения экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан;

¨ осуществляет координацию деятельности государственных органов, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга;

¨ организует разработку и выполнение республиканских целевых программ по экологическому мониторингу;

¨ определяет порядок ведения Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;

¨ определяет порядок объединения информационных ресурсов субъектов экологического мониторинга в Единую государственную систему экологического мониторинга Республики Башкортостан и их использования;

¨ получает от государственных органов, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга, данные экологического мониторинга, аналитические материалы, иную экологическую информацию и использует их при принятии решений по оздоровлению населения и окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов;

¨ осуществляет иные полномочия в области экологического мониторинга в соответствии с законодательством.

Надо отметить, что в соответствии с п.2 ст.63 Федерального закона «Об охране окружающей среды», порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, положения ст.6 Закона Республики Башкортостан противоречат федеральному законодательству и требуют приведение в соответствие с последним.

Государственные органы, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан, в сфере своей деятельности и компетенции:

¨ организуют и осуществляют мониторинг соответствующих объектов природной среды самостоятельно в рамках положений об этих органах;

¨ определяют объекты экологического мониторинга по согласованию Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан; Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по теме

Микроклимат Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоп ...

Современные портативные приборы для электрохимического анализа окружающей среды Значимость аналитической химии для цивилизованного индустриального общества не вызывает сомнений. От уровня развития химического анализа, оснащенности лабораторий приборами и методами анализа в значительной степени зависит прогресс многих ...