Окружающая среда, условия существования

Важнейшие проблемы экологии

Промысловое богатство берингова моря

Главные места воспроизводства — бассейны крупных рек. В естественной среде чавыча при нересте теряет до 80% икры, во время развития в гнездах гибнет в среднем 3%, однако бывают случаи, когда гибель достигает 100%. Молодь нагуливается в реке 1–3 года. На первом году жизни гибнет до 40% сеголетков. Возврат в природе составляет 0,04%. Производители возвращаются на нерест после 1–5 лет нагула в море. Средняя длина тела около 80 см, а масса 8 кг. Плодовитость составляет 10 тыс. икринок. Отдельные экземпляры чавычи достигают массы 57 кг.

Чавыча

Рисунок 2.5. Чавыча Oncorhynchus tshawytscha (Walbaum, 1792) (http://ru.wikipedia.org)

В Беринговом море наиболее биопродуктивный район приходится на его западную часть. В этом регионе обитает более 1 миллиона голов ластоногих. В их числе лахтака — около 250000 голов, морского котика почти 240000, моржа — около 200000, акибы — 130000, крылатки — 117000 и ларги — 107000 голов. (Смирнов А.И. Биология, размножение и развитие тихоокеанских лососей. — М.: МГУ, 1975. — 335 с.)

В Беринговом море также наиболее многочисленны такие китообразные, как серый кит (около 24000 голов), белуха (10000 голов), полярный (гренландский) кит (около 8000 голов).

Морская акватория, прилегающая к Камчатскому полуострову, является крупнейшим промысловым районом России. Общий допустимый улов рыбы и морепродуктов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне оценивается в пределах 3 млн. тонн, что составляет 65% промысловых запасов Дальневосточного региона и 39% от общероссийских показателей. Общая стоимость морских биологических ресурсов, разрешенных к вылову ежегодно в зоне ответственности пограничного управления, превышает 3,6 млрд. долларов США. Освоение этих ресурсов осуществляется круглый год, при этом плотность рыбодобывающего флота, находящегося на промысле одновременно, достигает до 500 судов.

Берингово море (особенно северо-западная часть) весьма холодноводное: зимой большая его часть покрыта льдом. Промысловая ихтиофауна представлена прежде всего минтаем, треской, сайкой, сельдью (два стада — корфо-карагинское и восточно-беринговоморское), камбалами и палтусами, морскими окунями, терпугами, тихоокеанскими лососями, макрурусами, угольной рыбой. В большом количестве встречаются камчатские крабы и крабы-стригуны (особенно в восточной части моря и в Олюторском заливе), а также креветки. На островах Прибылова и Командорских островах расположены лежбища морских котиков, а на льдах и на побережьях – скопления тюленей. Здесь же обитают стада китов.

В Беринговом море промысел ведут рыбаки нескольких государств: России, Японии и США, добывая более 3 млн т, главным образом минтая (2,2 млн т), сельди (0,13 млн т), кам­бал (0,12 млн т), морских окуней, лососей, крабов, креветок. (Дулепова Е.П. Современное состояние компонентов экосистемы Берингова моря // Северная пацифика. — 2001. — №2. — С. 74–80.)

Выделены три района повышенной рыбопродуктивности: северо-восточная часть Карагинского залива, центральная часть Корякского шельфа и склона и акватория у мыса Баварии, которые являются динамически активными зонами.

Исходя из особенностей биологии, промысловые гидробионты разделены на три группы: 1 — короткоцикловые виды с резкими флукгуациями численности: мойва, сайка, кальмар, креветки; 2 — высокочисленные рыбы со средней продолжительностью жизни и относительно плавной амплитудой динамики запасов: сельдь, минтай, треска, навага, камбалы; 3 — долгоживущие рыбы, не достигающие высокой численности: палтусы, морские окуни, угольная рыба. Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по теме

Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие). Количество загрязнения определяется состав ...

Шум в городе и средства защиты Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского, железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов прев ...